Печная мода
Стили разных эпох, архитекторов и художников, скульпторов и прикладных мастеров отложили неповторимый отпечаток на внешнем виде печей и каминов. Очаги всегда были подвержены влиянию моды так же, как и остальные предметы интерьера, хотя зачастую выглядели более старомодными. Это понятно – несмотря на то, что меняется мода на интерьер, печь и камин остаются. Эти изделия нельзя очень легко заменить на более новые. И более старые по стилю изделия вписывают в современный интерьер, создавая определённый художественный эффект. Внешний вид и расположение устройства зависят от здания и его социального назначения, а также помещения дома, где оно стоит.
Зарождение печей
Печи и камины в привычном для современников виде появились в 12 веке. К этому времени в Европе доминировал романский стиль. Здания строились довольно простые, приземистые, массивные, но не лишенные своей живописности. Подлинных печей в романском стиле осталось мало. Чаще всего они больших размеров, так как отапливаемые помещения были немалые. Очаги были пристенные или частично углубленные в стену. Над ними дымосборник с опорами по бокам. В качестве декора – картуши и капители.
В эпоху готики печи ставились на прочный фундамент и примыкали к стене прямоугольным корпусом, на котором устанавливалось трюмо. Отделка представляла собой прямоугольный или квадратный, плоский или с неглубоким рельефом кафель из зелёной глазури.
Далее под влиянием ренессанса формируется классика - каминный портал. Их сооружали из песчаника или известняка с простой архитектурой: плоскими боковинами и антаблементом - перемычкой, состоящей их архитрава, карниза и фриза. Из декора применялись разные профили и резьба с типичным готическим или ренессансным орнаментом.
Барокко
В Европе 17 века царствовало барокко с грандиозными архитектурными формами и пышным орнаментальным и скульптурным декором. Камины барокко массивны, монументальны и драматичны. Особое внимание уделяется украшению овермантеля. В моду входят печи, которые повторяют форму мебели, шкафов и комодов. Чаще для завершения используются трюмо с купольными конструкциями разной формы.
Неоклассицизм и рококо
В 18 веке довольно появились новые стили — неоклассицизм и рококо. Печи и камины становятся меньше, принимают мягкие элегантные очертания с искривленными линиями и углами, поверхность украшается гирляндами цветов и ракушек в светлых тонах. Популярность приобретает мебель с конусным завершением на ножках. В России в это время в моде «дельфт». Во дворцах Петербурга возводятся огромные очаги в несколько ярусов с кабальтовой росписью: морским и сельским пейзажем, сюжетами из греческой мифологии.
Неоклассицизм привнес простые линии и классическую отделку: пальмовые листья, пилястры, розетки, капители, химеры и львы, позолоченные бронзой. Основным цветом становится белый.
Появление новых стилей
В начале 19 века в Европе популярен стиль ампир, а в Англии господствует такое направление неоклассицизма, как «регентство». Каминные порталы выглядят проще, основным декором становятся розетки, медальоны или профили-валики. Полка становится шире для размещения аксессуаров, в качестве основного материала используется мрамор кремового, серого, желтого и белого цветов. Другим направлением был бидермайер, который отличался пропорциональностью, ясными линиями, и более современным видом.
В конце 19 - начале 20 века известность приобретает ар нуво с подчёркнуто чрезмерной асимметричностью, волнистостью и расплывчатостью форм. На смену ему приходит ар деко — декоративный стиль с таким же эклектичным и неупорядоченным декором. Но гораздо больше в 20 веке было изготовлено каминов в интернациональном стиле. Их делали из естественного камня, бетона, кирпича, стекла, металла. Характерные черты: асимметрия, внушительные размеры, кубические формы, отсутствие декора и профилей.